Переводчик

четверг, 7 июля 2022 г.

                     

              «То академик, то герой, то                 мореплаватель, то плотник»

              К 350-летию со дня рождения.

Петр I не просто царь и полководец, радикальный преобразователь страны, но  поистине «отец Отечества», «сын Отечества», «слуга Отечества». Он искренне считал, что высший долг, честь и ответственность правителя заключаются в том, чтобы самоотверженно, верно и со знанием дела служить своей стране, руководствоваться государственным интересом, а не корыстью и пристрастиями.

При нем военная служба становилась главной (приоритетной). Воинская обязанность распространялась на все сословия, и в первую очередь на дворянство. При этом на службе знатность считалась «по годности и личным заслугам». По тем же основаниям, а не по старшинству сыновья наследовали имение отца. Все, будь то русский или иноземец, «благородный» или «простой», у кого была «охота» служить и стремление оказывать услуги Отечеству, могли добиться дворянства, высокого положения и титулов. Многие «птенцы гнезда Петрова», начиная «с солдатского фундаменту», в итоге становились «орлами»: князьями, графами, баронами, генералами, выдающимися военачальниками.

Служением «для пользы государству», Отечеству оправдывались громадные жертвы, к которым призывал царь свой народ, те суровые меры, перед которыми он не останавливался в достижении намеченных целей.

Крайне важно, что Петр осознанно закладывал правовую основу жизнедеятельности государства. Им издано свыше 4000 указов, отправлено не менее 10 тыс. личных письменных указаний. Лично царем созданы такие уникальные законодательные акты, как Воинский и Морской уставы. «Необузданный и самовластный» правитель стремился к тому, чтобы вся страна жила и действовала по закону, суду и уставу, «истинно и справедливо». Законодательство Петра не скупится на угрозы («бить нещадно», «казнить без всякого милосердия»), но оно же изначально – «для вырасумления людем» – нацелено на сознательное исполнение закона, на просвещение, толкование, воспитание и только потом – грозит наказанием.

 «На троне вечный был работник». Именно это качество, подчеркнутое Пушкиным, прежде всего характеризует Петра. С раннего утра и до позднего вечера он трудился, засучив рукава. Постоянно учился, дабы преодолеть «неискусство наше во всех делах». И тем – служил подданным (и потомкам) блистательным примером.

Усвоив истину: знание – сила, он досконально изучает технику военного дела и военное искусство, обучается строительству кораблей, непосредственно знакомится с передовым опытом зарубежных стран, читает книги по администрации и военному делу, торговле, промышленности, принимает участие в составлении «Гистории Свейской войны», создает и редактирует первую русскую газету, слушает лекции по анатомии, овладевает в совершенстве 14 ремеслами.

Именно на «ученой» основе царь создает новую Россию. Вся его преобразовательная деятельность становится практической школой обучения. Даже война со шведами превращается в длительную боевую школу, в которой усваивалась наука побеждать «малой кровью».

Петр ясно понимал: Россия возродится знаниями, наукой и искусством, героическими усилиями умелых (ученых), мастеровитых, трудолюбивых людей. Он считал, что только постоянной учебой и «непомерными трудами» можно вывести Отечество «из непроходимого мрака невежества к свету», усвоить себе «прежние греческие искусства, науки и образ жизни», распространившиеся давно уже по всем европейским землям. Заставлял всех «любоохотно» учиться нужным Отечеству делам и искусствам. Приглашал в страну «искусных и добрых» специалистов (в том числе и иностранных офицеров). Продвигал по службе только достойных: радетельных, верных, знающих, ученых и умелых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий